Был человек Тун-Мен Ву, из династии Вэй, который не скорбел, когда умер его сын. Его жена сказала ему: «Никто в мире не любил своего сына так сильно, как ты, почему же ты не огорчился, когда он умер?» Тун-Мен Ву ответил: «Когда-то у меня не было сына, и я не скорбел по этому поводу. Теперь, когда он мертв, все просто стало, как было раньше. Почему я должен горевать?» Очень простая притча, но чрезвычайно значимая, очень значимая. Войдите в нее слой за слоем "Был человек Тун-Мен Ву, из династии Вэй, который не скорбел, когда умер его сын." Очень трудно не скорбеть, когда умирает кто-то, кого ты так любил. Это возможно, только если вы познали нечто важное. Это возможно, только если вы испробовали нечто бессмертное. Это возможно, только если вы вышли за пределы повседневного. Он не горевал, ему не было грустно. Он не плакал и не причитал, он не был сломлен. Он остался таким же, каким был раньше. Жена встревожилась. Она сказала: «Никто в мире не любил своего сына так сильно, как ты, почему же ты не огорчился, когда он умер?» Такова наша привычная логика, что чем сильнее вы любите человека, тем сильнее вы будете горевать, когда его не станет. Логика ошибочна, в ней есть очень глубокий изъян. На самом деле, если вы действительно любили человека, то когда он уйдет, вы не станете сильно скорбеть. Если вы не любили человека глубоко, тогда вы очень сильно расстроитесь. Постарайтесь понять это. Ваш отец умирает, или умирает ваша мать. Если вы любили их тотально, пока они были живы, вы сможете сказать им до свидания безо всякого горя - потому что вы любили их. Это переживание любви было полным, ничего не осталось не выраженным, ничто не висит над вашей головой. Все, что было возможно, вы пережили, теперь вы можете принять их смерть. Что еще вы могли пережить? Даже если бы они были живы, что еще могло быть пережито? Переживание было целостным. Всякий раз, когда оно целостно, вы готовы очень легко попрощаться. Но если вы не любили своего отца, как всегда того хотели, если вы не относились к нему с тем уважением, с которым хотели относиться, вы будете чувствовать вину. Теперь отец умер, больше нет возможности реализовать ваше желание - теперь нет способа выказать ему свое уважение, свою любовь. Возможности такой больше нет, вы ощутите себя зависшим посредине, в воздухе, в подвешенном состоянии. Вам не будет легко, вы не сможете просто сказать до свидания. Вы будешь плакать и причитать, вы будете раздавлены, и вы скажете, что раздавлены из-за того, что ваш отец мертв. Но правда в ином - вы раздавлены, потому что больше нет возможности любить его, уважать его. Больше нет возможности - поезд ушел, возможность упущена. Сын будет плакать сильнее, если он не любил своего отца. Если он любил своего отца, он сможет принять факт его ухода - любовь очень принимающая и понимающая. Как только переживание целостно, вы можете легко выйти из него - вы можете просто выскользнуть из него подобно змее, выскальзывающей из своей старой кожи. Если вы любите женщину но постоянно с ней ссоритесь, то ваши отношения никогда не станут глубоким удовлетворением, и когда она умрет ...отныне она будет преследовать вас, ее призрак будет преследовать вас всю жизнь. Вы не могли делать то, что было возможно, а теперь это уже невозможно. Теперь что-то неоконченное навсегда останется в сердце, причиняя боль, став вашей раной. Таково понимание всех мудрецов, что, когда вы любите человека, если вы любите его тотально, - страданий не будет. Если вы любите его тотально, если вы наслаждаетесь общением с ним, то когда он умирает - конечно, вам будет немного грустно, но это не горе; вы будете немного скучать, но будете способны оставаться в центре, не вовлекаясь в эмоции. Если вы любите, любите тотально, ничто не остается висеть. В противном случае, этот зависший, неоконченный, непрожитый опыт будет преследовать вас. Эти непрожитые переживания продолжат накапливаться, и они станут тяжким бременем. И проблема в том, что возможность упущена - что с ними теперь делать? Вы не можете завершить их, потому что человек ушел. Вы не можете отбросить их, потому что непрожитые переживания не могут быть отброшены. Это как спелые фрукты опадают сами собой. Когда они созрели, они падают; когда они не созрели, их трудно сорвать. Всякий раз, когда опыт завершен, это зрелый фрукт - он падает сам по себе, не оставляя ни шрама, ни раны. Жена говорит: «Никто в мире не любил своего сына так сильно, как ты, почему же ты не огорчился, когда он умер?» Это аргумент обычного ума. Это аргумент обычного человека: почему ты не скорбишь? На самом деле, обычные люди не бывают по настоящему счастливы, пока человек жив, но становятся очень несчастными, когда человек уходит. Я знал одну женщину, которая была очень несчастна с мужем - ее жизнь была почти что адом, постоянная борьба, ссоры, упреки. Муж пристрастился к алкоголю, просто чтобы убежать от всего этого. Тогда ссоры стали еще более ожесточенными, потому что жена была против его пьянства. Но он стал пить еще больше. Когда ему было всего тридцать шесть лет, он умер - от слишком большого количества алкоголя. Женщина никогда не была с ним счастлива. Она прожила с ним почти семь лет, она никогда не была счастлива. Все эти семь лет я знал их - они были моими соседями - и всегда муж приходил ко мне со своими несчастиями, а жена - со своими, я был просто молчаливым наблюдателем. Затем муж умер, и женщина стала очень несчастной. Прошли месяцы, и она плакала и плакала, она сходила с ума от горя! Однажды я пошел к ней, кроме нас в комнате никого не было, поэтому я сказал ей: «Теперь я могу быть с тобой откровенным: прекрати эту чепуху! - потому что ты никогда не был счастлива с этим человеком, ты много раз говорила мне, что будешь счастлива если он умрет. Теперь он мертв, твое желание исполнено, так почему же ты несчастна? Я не вижу в этом никакой логики! Ты скучаешь по вашим ссорам? Ты скучаешь по своим страданиям? - потому что я не могу поверить что ты скучаешь по мужу, с которым вы были в вечной ссоре!» Она была в шоке. Она никогда не ожидала что кто-то скажет ей что-то подобное. Люди в таких случаях выражают сочувствие, а я сказал: «Прекрати эту ерунду! Я знаю, что вы никогда не были счастливы. Теперь ты можешь быть счастлива! Его больше нет, некому создавать проблемы». Она смотрела на меня шокированная. Ее слезы высохли, и она сказала: «Это правда, я совсем не скучаю по нему. Я плачу потому, что не могу любить его. Меня расстраивает не его смерть - но моя собственная упущенная возможность любить. Я любила его, но при этом не могла любить. Мы упустили свою возможность, ссорясь из-за ничтожных вещей. Теперь я знаю, что все это было неважным, теперь, когда он умер, я знаю что все это были просто пустяки. Я даже не могу вспомнить причины, по которым мы без конца ссорились». Если вы любите человека тотально, ваше переживание целостно, оно обогатило вас, вы можете попрощаться. Конечно, будет грусть, но не будет горя. И грусть это естественно. Со временем она пройдет, не о чем беспокоиться. Вы будете немного скучать по человеку - это естественно - но вы не станете горевать. Обычно люди говорят, что если ты не плачешь, когда человек умер, это означает, что ты никогда не любил его. Вот что пыталась сказать жена: «Ты так его любил. По крайней мере, ты показывал, будто любишь его так сильно.Теперь, что случилось? Ты совсем не горюешь! Что же это за любовь?» Если вы спросите меня, я скажу, что это потому, что он действительно любил своего сына. Теперь, когда сын умер, значит умер! Любовь - это понимание. И любовь - это такое понимание, что она понимает не только жизнь Она понимает также и смерть. Он ответил: «Когда-то у меня не было сына, и я не скорбел по этому поводу». Таково логика человека понимания. Он говорит: «Когда-то у меня не было сына, и я был счастлив без него. Я не знал скорби. Потом появился сын, и я был счастлив с ним. Теперь, когда он ушел, я снова в той же ситуации, что и прежде, до того, как он родился. Я не горевал тогда, так с чего мне горевать сейчас? Снова та же ситуация: у меня нет сына, я больше не отец. Когда-то я не был отцом, потом я стал отцом. Теперь я снова не отец. Что-то произошло в моей жизни, а затем исчезло ... Я остался таким же, каким был раньше ». Это способ наблюдать за жизнью. Все преходяще ... вы живете в большом доме, во дворце. Помните, что если этот дворец отнимут у вас, нет смысла впадать в депрессию. Когда-то у вас не было дворца, вы просто снова оказались под открытым небом. Вы стали очень уважаемым, и затем что-то происходит ... вы осуждены обществом. Какой смысл беспокоиться об этом? Когда-то вы не были знамениты и были счастливы - теперь вы снова можете быть счастливы. Однажды вас не было в этом мире! Когда вы еще не родились, были ли вы из-за этого несчастны? - тогда зачем волноваться о смерти? Вы снова вернетесь в то же состояние. Вас не было, и вы не помните никакого несчастья. Однажды вас не будет ... к чему волноваться? Вы снова вернетесь в то же состояние: вас не будет - по крайней мере, в той форме, в какой вы здесь. Вот что говорят люди дзен: узнайте свое первоначальное лицо - лицо, которое у вас было до вашего рождения, и лицо, которое будет у вас, когда вы умрете. Узнайте вечное и не обращайте большого внимания на случайное. Если вы можете выпасть из случайного, вы выпали из мира. Выпасть - не значит куда-то идти: это внутреннее отношение. Помните, оставайтесь бдительными, чтобы не стать слишком привязанным к повседневному - а все повседневно, кроме вашего сознания. Кроме вашей осознанности, все прочее случайно. Боль и удовольствие, успех и неудача, слава и забвение - все это случайно. Важно только ваше свидетельствующее сознание. Держитесь его! Укореняйтесь в нем все глубже и глубже. И не привязывайтесь к мирским вещам. Я не имею в виду оставить их. Я не имею в виду уйти из дома, оставить жену, детей - но помните, что это просто случайность, что вы вместе. Это не навсегда. У этого есть начало; этому будет конец. Помните, что вы были счастливы еще до того, как это началось; и вы будете счастливы, когда это закончится. Если вы можете нести в себе эту мерку, вы всегда сможете понять, что является сиюминутным, а что действительно важным. То, что есть вечно - это истина. То, что сиюминутно, то не истинно. На Востоке и на Западе существует различие в определении истины. В западной философии истина эквивалентна реальному. На востоке. истина эквивалентна вечному - потому что на Востоке мы говорим, что даже сиюминутное является реальным: оно реально в данный момент; но оно не является истиной, потому что не вечно. Это лишь отражение. Отражение тоже реально! Вы видите луну в небе и отражение в озере - отражение также реально, потому что оно есть! Существует разница между отражением и отсутствием отражения, поэтому оно реально. Даже сон реален, потому что когда ты спишь, он есть! Отражение реально, как сон, но оно реально. Единственная разница между сном и состоянием бодрствования заключается в том, что сон длится всего несколько минут, а состояние бодрствования длится долго. Но на Востоке мы также обнаружили окончательное пробуждение. Тогда наше состояние бодрствования также выглядит сиюминутным, оно подобно сну. Вечное истинно. Сиюминутное не истинно. Оба реальны. И сиюминутное и вечное - оба реальны, но с сиюминутным вы останетесь в нищете. А с вечным, непреходящим, открываются двери блаженства, двери сатчитананды, двери истины, сознания, блаженства. Помните эту историю в своей повседневной жизни. Впитайте ее в себя. Если вы можете помнить ее, она может преобразить вашу жизнь, она может преобразить вас - она может помочь вам достичь вашего центра. Ошо